Достижения и научные результаты 2016 года

1. Ионная ловушка, созданная учеными Института «ЛаПлаз», позволяет фильтровать и улавливать ионы тория-229 из ионных пучков с широким энергетическим диапазоном, что чрезвычайно важно для создания новых сверхточных ядерных часов. Такие часы, если их удастся создать, будут работать с погрешностью одна сотая секунды в 13,8 миллиарда лет — примерно столько существует наша Вселенная. Научившись измерять время с такой точностью, появляется возможность измерять локальные изменения гравитационного поля Земли и решать задачи по поиску месторождений. Оптический ядерный стандарт частоты в виде часов на основе тория позволит увеличить точность глобальной спутниковой навигационной системы, проверить основы общей теории относительности и космологии. Кроме того, ионную ловушку предполагается использовать при разработке квантового компьютера. (https://ria.ru/science/20160210/1372601455.html)

Рис. Аспирант Института ЛаПлаз во время эксперимента

2. Учеными Лазерного центра НИЯУ МИФИ, входящего в состав Института «ЛаПлаз», создана технология прямого лазерного выращивания деталей с использованием порошков на основе титана ВТ6 и нержавеющей стали. Результаты исследований показали, что выращенные образцы не уступают по характеристикам образцам, полученным из литого материала. Полученные результаты открывают широкие перспективы для создания сложно-профильных изделий из порошков титана и нержавеющей стали с использованием технологии прямого лазерного выращивания.

Рис. Аспирант Лазерного центра института ЛаПлаз Быковский Дмитрий проводит эксперимент по отработке технологии восстановления лопаток ГТД

3. В процессе эксплуатации турбин возникают задачи восстановления и ремонта изношенных лопаток, испытывающих большие нагрузки во время их работы. Производство одной лопатки весьма длительный и ресурсоемкий процесс, что служит причиной ее высокой стоимости. В Лазерном центре НИЯУ МИФИ, который входит в Институт ЛаПлаз, аспирантом Д.П. Быковским под руководством доцента кафедры лазерной физики Института ЛаПлаз В.Н. Петровского были проведены исследования, которые показали, что решение данной проблемы возможно с применением одной из разновидностей аддитивных технологий – лазерной газопорошковой наплавки. https://mephi.ru/content/news/1387/109290/

4. Ученые института ЛаПлаз разработали плазменный генератор, создающий сильноточный импульсный магнетронный разряд в парах расплавленного материала. Созданное устройство состоит из плазменного узла и источника питания, и работает в особых режимах магнетронного разряда: одновременно с распылением происходит интенсивное испарение расплавленного материала, из которого формируется покрытие. Новая технология позволит быстро и качественно наносить тонкие пленки, востребованные в области высоких технологий. В настоящее время специалисты работают над промышленными образцами устройства, которые планируется в будущем внедрить в производство. (https://ria.ru/science/20160822/1474933689.html)

Рис. Сотрудники лаборатории Института ЛаПлаз Андрей Казиев и Добрыня Колодко готовят установку к эксперименту

5. Cоздание сверхпроводящих кабелей и лент требует соединений, переходящих в сверхпроводящее состояние при возможно более высокой температуре и имеющих хорошие транспортные характеристики, такие как плотность критического тока. Для этой цели в настоящее время наиболее широко применяются слоистые высокотемпературные сверхпроводники (ВТСП). Научной группой под руководством профессора В.А. Кашурникова на основе метода Монте-Карло был создан и реализован алгоритм, позволяющий воспроизводить перемагничивание и оценивать транспортные характеристики слоистого анизотропного сверхпроводника. Алгоритм позволяет последовательно вводить в расчет различные факторы, способные повлиять на критический ток, и отдельно исследовать влияние каждого фактора в широком диапазоне характеризующих его параметров. Расчеты могут быть использованы для интерпретации экспериментальных данных, оценки транспортных свойств реальных ВТСП-лент с заданным типом центров пиннинга и при планировании новых экспериментов.

https://mephi.ru/content/news/1387/120196/ http://journals.ioffe.ru/articles/viewPDF/43336 .