Наука и образование – основные инструменты достижения национальных целей

Наука и образование – основные инструменты достижения национальных целей

Наука и образование – основные инструменты достижения национальных целей 363 242 LaPlas

C 10 по 13 апреля в 75 павильоне ВДНХ прошел Московский международный салон образования — 2019. В мероприятии приняло участие более 50 000 человек, 400 экспонентов, 1200 экспертов и профессионалов в сфере образования, 40 иностранных делегаций из 50 стран мира. В рамках ММСО состоялось 600 мероприятий деловой программы и 12 спецпроектов.

В день открытия ММСО-2019 с рабочим визитом посетил председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Он принял участие в проведении Всероссийского открытого урока «ПроеКТОриЯ», осмотрел стенды Министерства промышленности и торговли, Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования.

В церемонии открытия ММСО-2019 приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова, Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков и Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

«Президентом Российской Федерации поставлены задачи по ускорению научно-технологического развития нашей страны. Наука и образование являются инструментами достижения практически всех главных национальных целей. Успешная реализация федеральных проектов в сфере науки и высшего образования позволит нам приблизиться к выполнению стоящей перед Россией сложной, но крайне важной задачи по развитию национальной экономики и ее вхождению в число мировых лидеров», – отметил на церемонии открытия Михаил Котюков. В своих выступлениях первые лица от образования Российской Федерации обратились к собравшимся с приветственным словом, отметив традиционно обширную деловую программу и присутствие на мероприятии представителей всех заинтересованных сфер, после чего приняли активное участие в работе салона.

Обсуждение нацпроектов «Образование» и «Наука» стало сквозной темой ММСО-2019. Представители органов управления образованием, руководители вузов и школ говорили о тех смыслах, которые заложены в мероприятиях проектов, и рисках, которые могут возникать при его реализации. Дискуссия проходила в рамках нескольких панельных сессий и круглых столов, таких как, например, «Повышение глобальной конкурентоспособности российских вузов». Спикеры, среди которых заместитель Министра науки и высшего образования РФ М.А. Боровская, заместитель Председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров А.Е. Волков, а также представители университетского сообщества обсудили колоссальный путь, который проделали российские университеты в рамках Проекта 5-100, текущие задачи и связанные с ними изменения в стратегии и тактике дальнейшего развития.

Представители НИЯУ МИФИ принимали активное участие в проводимых дискуссиях. Ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов выступил на круглых столах «Мониторинг научной деятельности научных и образовательных организаций: текущее состояние, особенности и различия» и «Принципы декомпозиции национальных проектов «Наука» и «Образование»: роль университетов в достижении показателей». Говоря о существующих мониторингах университетов, которые требуют определенной модернизации, Михаил Николаевич отметил, что ведущие университеты «исповедуют триединую систему: наука – это первое, без нее нет качественного образования, это второе. И третье – это результат научной деятельности, который не должен быть отчетом, а промышленным образцом или опытной партией изделий. Несомненно, это должно находить отражение и в мониторингах». Еще одной темой, требующей дополнительного обсуждения, стало увеличение значения госзадания по науке и образованию для научных сотрудников, а также вопрос сотрудничества с индустрией.

В рамках круглого стола «Национальные исследовательские университеты: категория и / или проектная рамка» обсуждалась эффективность проекта создания сети национальных исследовательских университетов, в реализации которого участвовало 29 ведущих вузов в течение 10 лет. Отметим, что НИЯУ МИФИ стал одним из двух первых национальных исследовательских университетов страны. От НИЯУ МИФИ был первый проректор О.В. Нагорнов, который рассказал о кейсах и моделях, реализованных в университете за это время.

По материалам ММСО